Поиск по этому блогу

Обо мне

Моя фотография
Учитель химии школы 117

из опыта работы

Правила выживания в химической лаборатории
·      Если вы откупорили что-либо – закупорьте;
·      Если у вас в руках жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу;
·      Если включили – выключите;
·      Если открыли – закройте;
·      Если разобрали – соберите;
·      Если вы одолжили что-либо – обязательно верните;
·      Если вы пользуетесь чем-либо – держите в чистоте и порядке;
·      Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения;
·      Если вы не знаете как это действует, не трогайте;
·      Если вас это не касается – не вмешивайтесь;
·      Если вы не знаете, как это делается, сразу спросите;
·      Если вы не можете что-либо понять – почешите в затылке;
·      Если все же не поймете, то и не пытайтесь;
·      Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось;
·      Если у вас что-либо взорвалось, проверьте: остались ли вы живы;
·      Если вы не усвоили этих правил – не входите в лабораторию.



Выступление на районном семинаре учителей химии

Дифференцированный подход к учащимся, сдающим ЕГЭ и не сдающим ЕГЭ, при итоговом повторении на уроках химии в выпускных классах
Учитель живет, пока учится.
Когда он перестает учиться,
учитель в нем умирает.

Наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей: материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Грандиозные задачи конца нынешнего и начала грядущего столетия будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. В связи с этим от школы требуется формирование у учащихся таких черт, как гибкость мышления, изобретательность, чувство нового, чувство выбора. Такие черты характерны для человека, обладающего научным мировоззрением. Исходя из этого, следует считать, что общество требует от школы воспитывать у учащихся научное мировоззрение. Поэтому и концепция школьного химического образования должна быть направлена на решение именно этой задачи.
Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом.
В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остается дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно-ориентированном характере образования.
Учебно-воспитательный процесс организован оптимально, если ученика не воспитывают, а создают условия, в которых он воспитывается, не учат, но создают такие условия, в которых он учится. Организация таких условий связана с проблемой развития соответствующей мотивации. Формирование у учащихся устойчивой потребности в учении (мотивации учения) – процесс длительный. Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается. Познавательную мотивацию создаю с помощью ряда приёмов:
  1. связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;
  2. показ недостаточности имеющихся знаний;
  3. создание проблемной ситуации;
  4. использование художественной и научно-популярной литературы;
  5. использование сравнений;
  6. привлечение занимательных примеров, опытов;
  7. экскурсы в историю;
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Организация личностно ориентированного урока - Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием  и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).

Цели традиционного урока
Цели личностно ориентированного урока
1. обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2.Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
2.Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3.старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4.Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
4. ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком
5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно
спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
7. Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения



В Х класс практически каждой общеобразовательной школы приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ или вступительный экзамены по химии. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным. Технология уровневой дифференциации дает возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя в выборе методов, средств и форм обучения.
Известно, что ежегодно возрастает число школьников с различными нарушениями зрения. Чтобы уменьшить зрительное напряжение учащихся при чтении текстов контрольных работ, они должны быть на каждом ученическом столе перед глазами школьников.
В работе использую разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в две группы: первая – даю задание каждому ученику, вторая - ученики могут взять (выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе рассказываю о сложности задания, советую какое задание выбрать; но выбирают сами ученики. Я только корректирую их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания, и сами осуществляют выбор. Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.
Практическая часть завершается уровневой контрольной работой.
Если же это урок — систематизация знаний, то широко применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней (трех вариантов). Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Задания I уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.
Такие задания включают базовый стандарт, и поэтому при выполнении данных заданий  учащиеся получают оценку “3” или “зачет”. Но так как большинство учащихся такая оценка не устраивает, они стремятся повысить свои результаты и с этой целью переходят ко второму уровню.
Задания второго уровня, как правило, носят причинно-следственный характер, т.е. перед учащимися стоит вопрос “почему?”.
Для выполнения таких заданий учащиеся опираются на знания, которые получили на уроке, а также пользуются дополнительными источниками. При выполнении заданий II уровня учащиеся получают оценку “4”.
Задания III уровня носят исследовательский характер. Оценка «5».
Когда я готовилась к этому семинару, естественно, облазила весь интернет, чтобы узнать какие методики уже используются учителями по этой теме и, что я могу предложить новенького, каким опытом смогу поделиться.
Материалов по этой теме нашлось не очень много и, когда я наткнулась на повторение (плагиат), поняла, что интернет-ресурсы исчерпаны.
Дифференцированный подход – это не новая технология. Всегда в учебной аудитории присутствуют ученики с разным уровнем знаний, умений и навыков и, главное, с разным уровнем развития высших психических функций.
Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных факторов и подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались, скажем, 10 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Такой ребёнок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему не уразуметь кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову. Постперестроечные дети в своём подавляющем большинстве правополушарные, которое развито в ущерб левому полушарию. Предполагается, что замедление темпов развития левого полушария произошло как следствия стресса «шокотерапии» постперестроечного периода, экономических реформ.
Позволю себе не согласиться с этим утверждением.  Да, реформы редко протекают гладко, без стрессов, но наша история знает гораздо более серьезные встряски. Каждый год вот уже более 60-ти лет 9 мая мы отмечаем День великой Победы в войне над фашизмом. Война оставила после себя разруху, голод, беспризорщину, долгие годы восстановления хозяйства и промышленности. Стресс для детей того времени был гораздо большим, чем у детей постперестроечного периода. У каждого поколения свои стрессы и списывать слабые умственные способности наших учеников на окружающие обстоятельства не стоит.
Для начала хотелось бы в общих чертах сказать о дифференцированном подходе, используемом в процессе обучения. Все дети разные, у всех разный уровень способностей, разное развитие памяти, внимания и пр. Чтобы подробнее раскрыть эту тему я обратилась к пирамиде потребностей американского психолога Маслоу.
 
Дело в том, что ребенок усваивает материал, если соблюдены его психолого-физиологические потребности:
1.      Физиологические потребности: пища, вода, жилье, одежда; т.е. ребенок сыт, одет, обут, хорошо высыпается.
2.      Чувствует себя в безопасности – ничего не боится.
Чтобы выполнить эти пункты нужно работать с родителями: ознакомить их с данной пирамидой потребностей. Без этих составляющих ребенка не стоит даже начинать учить.
Далее: дети обладают разными видами памяти и воспринимают информацию каждый по-своему. Считается, что только 30% услышанного материала усваивается. Поэтому нужно стараться задействовать все возможные формы обучения.
1.      Если у ребенка хорошо развита зрительная память – следует предложить ему материал систематизировать в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Также можно выделять разным цветом (разноцветными красками, мелками, маркерами) понятия разной степени важности. Например, основные определения, которые нужно запомнить – красным цветом, зеленым – второстепенную информацию и т.д.
2.      Если хорошо развита память на слух – можно использовать диктофон – записывать на него важную информацию и предложить ребенку слушать ее вместо музыки на переменах, в транспорте, по дороге в школу или домой, т.е. в любое удобное для него время.
3.      Использовать интернет-технологии: например в собственном блоге или на сайте создать форум, где ребенок может задавать вопросы, высказывать свои идеи. Задать вопрос на уроке получается не всегда, мешает робость, боязнь быть осмеянным соседями. Гораздо легче задать вопрос из дома.
4.      Необходимо проводить диагностику уже с 10-го класса – узнавать, кто сдает ЕГЭ по химии и работать с этими ребятами углубленно.
5.      Ребят, которые нацелены на сдачу ЕГЭ по химии, использовать в качестве консультантов при проведении уроков повторяющее-обобщающего характера.
6.      Дифференцированные домашние задания – давно уже не новость.
Дифференцировать процесс обучения можно и нужно на всех этапах: изучение нового материала, осмысление нового материала, закрепление и обобщение темы, систематизация знаний, контроль усвоения пройденного материала, формулировка домашнего задания. Но я освещаю узкую тему – дифференцированный подход на уроках закрепления, повторения и подготовки учащихся к ЕГЭ. Обычно, не все ребята сдают ЕГЭ по химии, а часть С имеет повышенный уровень сложности и выходит за рамки учебника, поэтому необходимо учитывать интересы каждого ребенка. На таких уроках я использую разные варианты изданий ЕГЭ. Организация таких уроков требует определенных затрат: либо учитель размножает варианты ЕГЭ (на что уходит много бумаги и краски), либо ученики централизованно покупают сборники заданий.
Сборники существуют двух видов:
·         Одни содержат подборку заданий по определенным темам (тематические) – их можно использовать в течение года на уроках повторения, закрепления и контроля знаний;
·         Вторые являются аналогом экзамена, их нужно использовать после прохождения всех тем, т.е. в конце 11 класса.
Главным критерием оценивания знаний учащихся является трехуровневый подход к выставлению оценок.
Часть А обязательна для всех участников урока. Правильно выполненная часть А оценивается на «удовлетворительно». Части А и В оцениваются на «хорошо». Часть С предлагается только для тех ребят, которые сдают ЕГЭ и хотят в аттестате получить «отлично».
С тематическими сборниками ЕГЭ работать легче – можно отобрать то количество заданий, с которым можно справиться за один урок, а с вариантами ЕГЭ, рассчитанными на 3 часа сложнее – ребята не успевают их выполнить за урок. Поэтому, если есть такая возможность, я договариваюсь с коллегами и делаю спаренные уроки, но это удается сделать не часто и тогда, то задание, которое ребята не успевают доделать, становится домашним. Очень удобно, если ваши дети ответы «скинули» вам в интернете за день до урока,– тогда вы можете заранее выявить, какие вопросы оказались «провальными» и на уроке их разобрать подробно. Домашнее задание тоже выполняется дифференцированно: часть А – «3», А и В – «4», А,В и С – «5». С потенциальных участников ЕГЭ и отличников требуем выполнения всех частей.
Итак, основные формы дифференцированной работы с классом на уроках итогового повторения в выпускных классах:
·         Урок – контроль знаний - использование тестов трехуровневой сложности, оцениваемых на «3», «4» и «5» и предложение ребятам самим выбирать нужные карточки;
·         Урок-викторина – класс заранее готовит вопросы для «сильных», «сильные» готовят доклад на сложную тему для «слабых»;
·         Работа в группах – класс делится на группы по силе: группа на «3», на «4», на «5». Первой группе выдаются задания части А, второй части В, третьей части С.
·         Командная игра: класс делится на команды, в каждой команде должен находиться ученик, сдающий ЕГЭ или отличник. Задания части А, В и С разрезаются, частью А занимаются «слабые», В – «посильнее», С – «отличники». Задание выполняется в 3 раза быстрее - можно успеть в конце урока подвести итоги игры.
Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках химии можно сделать выводы о том, что данная технология имеет свои положительные и отрицательные аспекты.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование дифференцированного обучения:
  • использование разноуровневых заданий при даче домашнего задания, включение проверочных заданий различных по форме и содержанию информации в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;
  • использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, с преобладанием заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
  • усиление внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;
  • расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;
  • изменение акцентов в учебной деятельности учащихся: более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Буду рада, если мой опыт кому-то помог.